Торжественные церемонии матепития с использованием традиционных аксессуаров (калебаса, бомбильи, павы) придают мероприятию определенный колорит, способствуют лучшему узнаванию и пониманию характера национальных особенностей одного из немногочисленных и загадочных народов Латинской Америки.
Индейцы всегда невозмутимы, сосредоточены, вдумчивы. Ничто не отвлечет индейца от созерцания луны, статуи идола, раскуривания трубки. Точно также гуарани пили матэ. Каждый жест имел свое значение. Никаких лишних слов, лишь легкий наклон головы в знак почтения хозяину.
Калебас, в соответствии с традициями матепития, держится в левой руке, большой палец придерживает дно, а указательный и средний находятся рядом с краем калебаса. Ни в коем случае не перемешивают густую массу заваренного матэ бомбильей, не допивают до конца тягучую жидкость. Правой рукой несколько раз можно доливать горячую воду в калебас, не прекращая неторопливого потягивания напитка.
Существует несколько вариантов церемоний матепития. В одном случае хозяин наполняет калебас и предлагает первый глоток одному из гостей (гости сидят по кругу, а хозяин – в центре). При этом бомбилья должна указывать в сторону гостя, это означает дружеское расположение хозяина. Гость делает три глотка и передает сосуд следующему приглашенному на церемонию. Подобно трубке мира, сосуд обходит гостей по кругу и возвращается к хозяину. Он вновь заливает кашицу из мате горячей водой, и церемония продолжается до тех пор, пока кто-либо из гостей не поблагодарит хозяина. Новички благодарят каждый раз, что может обидеть устроителя церемонии.
Существует поверье, что первый глоток достается самому незадачливому гостю. Отказывать хозяину нельзя, поэтому надо выполнить ряд действий (сплюнуть остатки матэ через левое плечо), чтобы избежать неприятностей. Но такой подход к церемонии – редкий случай, в основном все мероприятие носит дружелюбный и миролюбивый характер. Европейцы ведут беседы за матепитием, у каждого в руке свой калебас или кувшинчик с золотистым напитком. Гости подливают себе воду сами, пока не пропадет терпкий вкус напитка.
Интересно, что за церемонией матепития с огромным интересом наблюдали европейцы, путешествующие по Парагваю в начале 19 века. В те времена обычаи местных народов были уже достаточно хорошо изучены, но, тем не менее, быть свидетелями культовых обрядов для человека иной культуры, взглядов и привычек всегда необычайно интересно. Один из испанцев описывал церемонию матепития с участием маленьких детей. Чаще всего, это были девочки 5-6 лет, очень хорошенькие. Индейцы садились по кругу и сосредоточенно молились, прикрыв глаза.
Ребенок находился в центре круга, в руках у него был сосуд, заполненный матэ на 3/4. Девочка пропитывала водой из чайничка порошок из матэ горячей водой, затем вставляла трубочку из серебра в разбухшую кашицу, действуя очень медленно и осторожно. После этого еще раз доливала состав водой и передавала хозяину церемонии. Хозяин делал три первых глотка, а затем передавал сосуд гостям, которые проделывали то же самое. Этот ритуал назывался «шиммаран», он несколько пугал европейцев своей строгостью и торжественностью, которой проникались даже маленькие дети. В настоящее время церемонии матепития проводятся в чайных клубах, ресторанах, элитных кафе. Как правило, эти мероприятия сопровождаются беседами и дружеским общением.